Заявление о Концепции проекта закона Санкт-Петербурга «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге» от 10 декабря 2012 года | Правозащитный Совет Санкт-Петербурга

Заявление о Концепции проекта закона Санкт-Петербурга «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге» от 10 декабря 2012 года

В течение 2012 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла практически без обсуждения ряд законов, умаляющих права и свободы человека и гражданина. Ограничение прав и свобод в нарушение 55 статьи Конституции РФ не было продиктовано необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

По нашему мнению, принятие законодательных актов, ограничивающих возможность граждан мирно без оружия проводить массовые акции, направленных против деятельности некоммерческих организаций, ставящих под сомнение свободу слова, и ряда других, возвращающих общество к печальным периодам в истории нашей страны, объясняются страхом властных структур перед гражданской активностью возникшей после декабрьских выборов депутатов Государственной Думы РФ 2012 года.

Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, принимая эстафету от Государственной Думы РФ, представило на суд общественности Концепцию проекта Закона Санкт-Петербурга «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге». Слушания прошли 3 декабря 2012 года в Мариинском Дворце с участием Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге, правозащитников и представителей большого числа общественных организаций отражающих весь спектр политической палитры, включая либералов, коммунистов, националистов, социал-демократов и так далее.

Все выступающие, числом около полутора десятков, отметили, что Концепция направлена на дальнейшее умаление прав и свобод граждан, в частности, предусмотренного статьёй 31 Конституции РФ права собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Участники слушаний обращали внимание авторов Концепции и депутатов Законодательного Собрания на то, что законопроект противоречит духу Всеобщей Декларации прав человека и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В предложенном виде Концепция рассматривает мирные акции граждан, не как элемент обратной связи народа и властных структур, не как инструмент непосредственного осуществления народом своих властных полномочий, гарантированных статьёй 3 Конституции РФ, а как механизм подавления активности народных масс.

Правозащитный совет Санкт-Петербурга, представители которого также принимали участие в слушаниях, выражают опасение, что, несмотря на резкую критику всеми представителями общественности, Закон Санкт-Петербурга «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге» будет принят в том виде, в котором были представлены его Концепция и проект. Таким образом, в очередной раз будет проигнорировано мнение общественности и дискредитирован институт общественных слушаний Законодательного собрания. Более того, существует опасность того, что проведённые слушания станут аргументом в пользу легитимности будущего закона.

Правозащитный совет Санкт-Петербурга обращается к каждому депутату Законодательного Собрания Санкт-Петербурга с настоятельной просьбой не голосовать за принятие Закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге» в том виде, в котором он был представлен на общественные слушания. Мы предлагаем исключить из него неоправданные ограничения прав и свобод граждан и после этого представить законопроект на повторные слушания. Правозащитный совет готов представить конкретные предложения по внесению изменений в текст законопроекта.

Мы обращаемся ко всем петербуржцам с просьбой поддержать Правозащитный совет и требовать от депутатов Законодательного Собрания нашего города неукоснительного соблюдения прав и свобод человека и гражданина, так как они определяют смысл и содержание деятельности всех ветвей власти, включая законодательную.
10 декабря 2012 года