Фото: Дмитрий Абрамов / MR7 /
Лина Зернова
Проект ликвидации Приморской свалки обсуждается в Петербурге с 2020 года. Она формировалась с 1933 по 1976 годы, когда — тогда ещё на дальнюю окраину Ленинграда — свозили промышленные, строительные и бытовые отходы. Теперь террикон планируется перевезти в Ленобласть, а 10 гектаров освободившейся земли предоставить инвесторам, которые предложат варианты освоения площадки. За Приморский район можно было бы порадоваться, если б не многочисленные «но» …
Свалка стала терриконом
Если в 1930-е свалка была далеко за городом, то теперь старушку давно обхватили городские улицы: Яхтенная, Мебельная, Оптиков и Полиграфмашевский проезд. Не случайно в период с 2001 по 2006 по заказу комитета по строительству горадминистрации её решили привести в порядок: свалочные массы сгребли в террикон, засыпали сверху изолирующим слоем грунта, оборудовали системами водоотведения, дренажной, пассивной дегазации. Словом, исключили негативное влияние на окружающую среду. При этом площадь свалки уменьшили со 106 до 10,65 га. Сегодня террикон смотрится вполне себе живописной зелёной горой высотой в 26 метров, поросшей молодыми деревцами и кустарниками.
Инфографика: MR7
Но если взглянуть на неё с точки зрения закона, старая свалка считается объектом накопленного экологического ущерба, который в соответствии с принятой в 2018 году программой «Чистая страна» нацпроекта «Экология» должен быть ликвидирован к концу 2024 года. Уже в 2020 году объект, на основании экспертизы, проведенной по заказу комитета по природопользованию Петербурга, включили в Государственный реестр накопленного вреда окружающей среде Минприроды РФ. В 2021-2022 годах прошли инженерные изыскания (выяснилось, что отходы в свалке относятся к IV-V классам опасности — то есть неопасные и малоопасные); разработан проект ликвидации; состоялись общественные обсуждения.
А также: получены положительное заключение государственной экологической экспертизы Росприроднадзора, положительное заключение государственной экспертизы на соответствие результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов, проведена оценка соответствия проектной документации установленным требованиям, наконец проверка достоверности определения сметной стоимости. Что касается последнего пункта, проект ликвидации оценивают в 2,6 миллиарда рублей. Из них чуть больше миллиарда — средства федерального бюджета, остальное — бюджет города.
Приморская свалка. Вид сверху. Фото: «Техно Терра»
Цель — зелёная лужайка
На последнем заседании комиссии по экологии и природопользованию ЗакСа, 19 июня, депутаты обсудили реализацию проекта ликвидации Приморской свалки. По оценке Владимира Решетова, исполнительного директора компании «Техно Терра», проводившей изыскания, свалка уже вошла в режим стабилизации, то есть активная стадия физико-химических и биологических процессов в её теле завершилась.
И все-таки фактор негативного воздействия на окружающую среду остался. Это свалочный фильтрат или просачивающиеся сквозь тело террикона природные осадки, вымывающие в грунтовые воды загрязнения. Данное утверждение основано на результатах исследований «Техно Терры». Что можно рассматривать, как аргумент в пользу ликвидации свалки.
Предложенная специалистами компании последовательность работ в общих чертах такова: террикон будет очищен от растительности; затем в течение двух лет более 1,5 миллионов кубометров отходов будут вывозиться во Всеволожский район Ленинградской области — в песчаный карьер под Гарболово, ставший полигоном «Вуола-ЭКО».
Дальше площадка будет засыпана чистыми грунтами и засеяна травой. Только после всего этого на зелёную лужайку можно будет объявлять тендер.
Не буди лихо …
Однако у депутатов возникли вопросы.
— Не нанесет ли вскрытие свалки, извлечение её содержимого ущерба окружающей среде? — усомнился депутат Александр Новиков. — Все два года, что планируется перевозить отходы, мы будем иметь дело с загрязнением атмосферного воздуха частицами истлевшего мусора, а по сути — со вторичным загрязнением окружающей среды.
Скорее всего, его действительно не избежать. Так, специалисты «Техно Терры» говорят о рисках при рекультивации газогеохимических выбросов, предлагая в качестве контрмеры мониторинг атмосферного воздуха. Однако никакими измерениями свалочные газы в свалку не вернуть. Значит, у жителей ближайших кварталов могут появиться серьезные проблемы. Также в свалке предполагают обнаружение радиоактивных локаций — до 1960-х сюда возили хлам, в частности, предприятия военно-промышленного комплекса. Что они выкидывали, остаётся только догадываться. Значит, жди рисков расползания радиационного загрязнения.
Кроме того, такому новому соседству не рады и жители Ленобласти.
— Этот карьер располагается выше уровня окрестных поселков, — рассказал депутат Законодательного собрания Ленинградской области Дмитрий Звонков, специально приехавший на заседание к петербургским коллегам.
— Могут пострадать деревенские колодцы. Жители Гарболово в негодовании от того, что в 5-10 километрах от жилых домов разместятся отходы. Насколько целесообразно такое решение?
Переезд однозначно создаст новую горячую точку экологического неблагополучия на карте Ленобласти.
Фото: Дмитрий Абрамов / MR7 /
Меньше денег и проблем
Формально Приморская свалка — действительно объект накопленного экологического ущерба. Органы власти вправе потратить на её ликвидацию 2,6 миллиарда.
Однако экологи предлагают другой вариант решения проблемы. Да, свалочные воды загрязняют подземные горизонты, но справиться с этим не так сложно. Для этого террикон можно покрыть специальными гидроизолирующими плёнками, на них насыпать чистый грунт и засеять его травой. В результате влага больше не попадёт в тело свалки, не будет вымывать опасные отходы. Впоследствии холм можно превратить в объект рекреации для взрослых и детей, который со временем превратится в достопримечательность района. Затраты на гидроизоляцию и благоустройство террикона, по оценкам экологов, окажутся раз в десять дешевле переезда. Удастся избежать возможных негативных последствий для экологии. Правда, и от застройки этого участка офисами или жилыми комплексами городу тоже придётся отказаться.