2 октября журналист из Нижнего Новгорода, главный редактор издания KozaPress Ирина Славина совершила самосожжение у здания главного управления МВД по региону.
Последней записью журналистки в соцсетях было «Прошу винить в моей смерти Российскую Федерацию».
Накануне у журналистки в 6 утра произошел обыск по делу, где она проходила свидетелем. По свидетельствам самой Славиной, силовики не разрешили ей даже одеться без наблюдения постороннего человека, изъяли все ноутбуки, телефоны всех членов семьи; забрали даже блокноты с записями с пресс-конференций.
До этого в конце июля Славину оштрафовали на 65 тысяч рублей по статье о фейках из-за журналистской публикации про главу Академии самбо в Кстово, который общался с людьми и при этом был заражен коронавирусом. Аналогичного рода штрафы массово выписывали журналистам самых разных изданий летом 2020 года.
В октябре 2019 года Славиной назначили штраф в 70 тысяч рублей по статье о неуважении к власти из-за поста в фейсбуке. В нем Славина с помощью каламбура изменила название города Шахунья так, что корнем стало нецензурное слово, хотя закон «об уважении к власти» не предусматривает наказания за такого рода каламбуры.
В марте 2019 года главреда KozaPress оштрафовали 20 тысяч за организацию акции памяти политика Бориса Немцова.
Огромные штрафы, ставящие семью на грань нищеты и, наконец, возмутительный обыск с изъятием всех средств для профессиональной деятельности у человека, проходящего по делу свидетелем — все это не могло добавить ей душевного равновесия и придать сил противостоять жизненным трудностям.
Верхом цинизма, человеческой и профессиональной несостоятельности является заявление нижегородского Следственного комитета в первые же часы после гибели Славиной о том, что обыск в 6 утра, сопряженный с унижением человеческого и профессионального достоинства, лишением ее семьи личных вещей, не мог подтолкнуть ее к страшному решению, так как журналистка проходила по делу лишь свидетелем.
Требуем расследования трагедии, приведшей к смерти Ирины Славиной, федеральным Следственным комитетом.
Требуем провести проверку обоснованности обыска у Славиной накануне ее гибели, в том числе, по наличию в действиях силовиков составов преступления по статье 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий», а также статье 110 УК РФ «Доведение до самоубийства».