Обращение по частным военным компаниям | Правозащитный Совет Санкт-Петербурга

Обращение по частным военным компаниям

Выписка из протокола заседания Правозащитного совета от 12 февраля 2018 года.

13. О легализации Частных военных компаний в России (Ответственный А.Н.Горбачёв)

СЛУШАЛИ

А.Н.Горбачёв: В мире известна такая деятельность, как частные военные компании. С начала 90-х годов предпринимаются попытки их легализации, в некоторых странах они легализованы с очень разными функциями, международных стандартов нет, есть компании, которые занимаются охранной деятельностью — охраной вышек, танкеров, есть те, что занимаются более активной деятельностью. Многие из вас читали публикации в “Новой Газете”, в России есть ЧВК Вагнер, которая принимала участие в операции в Крыму, и на Юго-Востоке Украины, а на данный момент — в Сирии. Последняя инициатива из партии “Справедливая Россия” разработка законопроекта о легализации деятельности таких компаний. С текстом мы не знакомы. Мы как организация, хотим выступить против, скинули в рассылку партнерских организаций, мнения очень разные. У всех у вас есть текст-черновик обращения, которое мы хотим сделать, оно носит скорее моральный характер, мы хотим привлечь внимание общественности к данному вопросу. Хотим направить это обращение в группу по работе наемников, Уполномоченному по правам человека в РФ, и совет по правам человека ООН. Я хочу услышать мнение членов Правозащитного совета по данной проблеме.

ГОЛОСОВАЛИ

Поддержать обращение по частным военным компаниям в России?

За — 10

Против — 0

Воздержались — 2

РЕШИЛИ

Поддержать обращение по частным военным компаниям.

Заявление

Правозащитная организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга» в связи с информацией о готовящемся законопроекте о легализации деятельности частных военных компаний (далее – ЧВК), считает необходимым высказать свою обеспокоенность возможностью принятия законопроекта.

В своем мнении мы исходим как из неоднозначности международно-правового регулирования деятельности частных военных компаний, так и из морально-этической стороны вопроса.

Исходя из смыслового и лексического значения словосочетания «частная военная компания», мы полагаем, что одной из основных целей подобной организации (в отличие от фактической деятельности частной охранной организации) является участие в вооруженных конфликтах. При этом оговорка, что их участие обусловлено целями «защиты суверенитета иностранного государства и восстановления конституционного порядка на его территории», является абсолютно формальной.
Организация считает важным напомнить, что использование ЧВК, не раз приводило к нарушению фундаментальных Прав и свобод человека. Чтобы оценить то разрушительное свойство, которое несут для Прав человека и государства подобные образования, достаточно вспомнить, например, участие американских ЧВК в иракской кампании или кровавые перевороты и гражданские войны, активное участие в которых принимали сотрудники подобных военизированных образований в Африке.
Легализация платной военной структуры, имеющей основной целью извлечение прибыли, создает угрозу распространения наемничества, трактуемого по смыслу, закрепленному для этого термина статьей 1 «Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников» (принята Резолюцией 44/43 Генеральной Ассамблеи ООН от 04.12.1989г.) и статьей 49 «Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12.08.1949г.», касающейся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол № I от 08.06.1977 г).
Использование наемников не один раз осуждалось в резолюциях международных конференций, в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН.
Так, в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 3314, принятой в 1974 году, под «агрессией» понимается, в том числе, использование иррегулярных сил или наемников, осуществляющих акты применения военной силы против другого государства.
В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1979 года определяется, что «наемничество – это угроза международному миру и безопасности и, подобно убийству, пиратству и геноциду, является повсюду преступлением против человечества».
В Дополнительном протоколе 1977 года к Женевским Конвенциям о защите жертв войны 1949 года (протокол I) содержится статья 47 относительно наемников. Документом определено, что наемники не имеют права на статус военнопленных или комбатантов.
При этом, участвуя в вооруженном конфликте и не имея статуса комбатанта в соответствии со ст. 43 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12.08.1949 года, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 08.06.1977 г., граждане – сотрудники ЧВК не только создают реальную угрозу нарушения прав и свобод окружающих лиц, но и сами подвергаются значительно большему риску по сравнению со штатными военнослужащими.
Российская Федерация, вступая в Организацию Объединенных Наций, добровольно взяла на себя обязательства придерживаться норм и принципов, закрепленных Уставом данной организации, в том числе, в соответствии со статьями 1 и 2 Устава ООН поддерживать международный мир и разрешать спорные ситуации мирными средствами, воздерживаясь от угроз или применения силы или агрессии.
Отмечая влияние ЧВК на ситуацию с Правами человека в мире, Совет по правам человека ООН, просил Управление Верховного комиссара «в первоочередном порядке предавать широкой гласности информацию о негативных последствиях деятельности наемников и частных компаний, предлагающих на международном рынке военную помощь, а также консультационные и другие услуги военного или охранного характера, для права народа на самоопределение» (Резолюция Совета по правам человека 33/4 от 29.09.2016 г., п.18) и отметил то, что «будучи убежден в том, что независимо от способов использования наемников или осуществления связанной с ними деятельности и того, в какую форму они облекаются для придания им видимости законности, они представляют собой угрозу миру, безопасности и самоопределению народов и являются препятствием для осуществления народами прав человека» (Резолюция, принятая Советом по правам человека 30/6 от 1.10. 2015 года).
Какие бы доводы ни приводились для оправдания участия граждан в операциях частных военных компаний, неоспоримым фактом остается то, что они выполняются на платной основе, что, по сути, делает их участников «наемниками нового типа».
СПб РОПО «Солдатские матери Санкт-Петербурга» полагает:
1. Недопустимо и аморально применение летального оружия вне целей самообороны для разрешения конфликтов и (или) с нарушением международных норм и стандартов ведения войны, равно как и потворство или создание условий для этого.
2. Латентность деятельности частных военных компаний в условиях нестабильности в регионах, в которых они будут проводить свои операции, создает предпосылки для нарушения прав человека и развития наемничества, что, по нашему мнению, является недопустимым.
3. Прекращение конфликтов и нестабильности в любом случае не соответствует интересам частных военных компаний, так как ставит под вопрос необходимость их существования.
Мы просим:
Отказаться от принятия любого закона, позволяющего создавать частные военные компании, как на территории Российской Федерации, так и на территории любого иного государства.
Верховного комиссара по правам человека ООН, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Рабочую группу ООН по вопросу об использовании наемников как средства нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение — взять под особый контроль ситуацию с возможным принятием закона о легализации частных военных компаний в России.
При наличии соответствующего запроса, высказать свою правовую оценку по данному вопросу.