Мы заметили, что многие петербуржцы слабо представляют себе суть работы Правозащитного Совета, согражданам не хватает информации о направлениях работы ПС, о достигнутых результатах. Сегодня мы делаем шаг в сторону большей открытости. Хотя далеко не все темы, которые обсуждаются на заседаниях ПС, мы готовы транслировать на более широкую аудиторию: есть адвокатская тайна, есть Закон о персональных данных. Но с какими-то аспектами работы ПС мы будем знакомить вас на сайте Правозащитного Совета Петербурга и на странице в Фейсбуке.
Прошедшее заседание было посвящено нескольким темам.
- Мы заслушали отчет о работе Оргкомитета общественного расследования по выборам 8 сентября 2019 года в Петербурге. В работе Оргкомитета участвуют пять членов ПС. Оргкомитет собирает информацию о многочисленных нарушениях на прошедших выборах и приглашает всех, у кого есть материалы по данной теме, поделиться с нами. На сегодняшний день в работу Оргкомитета включились несколько партий: «Яблоко», «Справедливая Россия», коммунисты и несколько движений: «Голос», штаб А. Навального. Приглашаем участвовать в работе Оргкомитета членов «Открытой России» и «Объединенных демократов».
- Правозащитный Совет Петербурга был приглашен Львом Пономаревым на съезд общероссийского общественного движения «За права человека». Делегаты от ПС приняли участие в работе съезда и в учреждении новой организации – Гражданской Коалиции.
- Один из организаторов антивоенного мероприятия Antiwar Syria Talk – Александр Горбачев – рассказал о встрече, где участники онлайн говорили с сирийским юношей-музыкантом, который вышел на связь непосредственно из зоны боевых действий. Состоялся телемост Санкт-Петербург – Москва – Идлиб. Цель встречи: показать две стороны конфликта, привлечь внимание российской общественности к ситуации и дать ответ с российской стороны. Россия – один из активных участников войны в Сирии. Надо продвигать антивоенную тему, чтобы люди не забывали о мере своей личной ответственности. Надо самим себе ответить на вопрос: «Мы, представители страны-агрессора, что мы делаем, чтобы агрессия прекратилась?» Пока нам нечего ответить. Тема нуждается в широком обсуждении.
- Наталия Евдокимова сообщила о том, как шла работа над законопроектом о профилактике домашнего насилия, и чем она закончилась (почти ничем). Законопроект был разработан еще лет десять тому назад. Пять лет назад было заседание СПЧ, посвященное этому проекту. Никто из приглашённых представителей Министерств не противился, но никто и не поддерживал. Сейчас, когда вернулись к обсуждению этой темы, к работе над законопроектом подключилась депутат Думы Оксана Пушкина. Потом выступила глава Совета Федерации В.И.Матвиенко. Законопроект получил большой отклик.В том числе, негативный со стороны тех, кто считает: «Бьёт, значит, любит». Авторы законопроекта подверглись жесткому давлению со стороны квазипатриотических сил. Изначально это был добротный документ. Законопроект отвечал потребностям общества в пресечении насилия в семье. Но странно: Совет Федерации представил на всеобщее обсуждение совсем другой документ. Например, из законопроекта исчезла квалификации видов насилия. Теперь в этот кастрированный законопроект вносятся поправки.
- В связи с недавно прошедшим в Петербурге круглым столом «Религиозная жизнь российских регионов и предотвращение религиозного экстремизма» на заседании Правозащитного совета обсуждалась проблема преследования религиозных меньшинств. От ПС в работе круглого стола участвовала Наталия Евдокимова. Особую тревогу вызывает положение Свидетелей Иеговы (многие приверженцы этой веры осуждены на большие сроки по уголовным статьям, связанным с экстремизмом). Но давление оказывают и на другие малые религиозные группы. Например, на Адвентистов Седьмого Дня.
- С рассказом о деле Юрия Дмитриева выступил Анатолий Разумов: «25–26 декабря в Петрозаводском городском суде состоится сдвоенное заседание по делу Ю. А. Дмитриева. Последнее заседание в нынешнем году. На предыдущем заседании, 12–13 декабря, тоже сдвоенном, заслушали десять свидетелей. В большей части это были петрозаводские активисты, жители, соседи. Хоть им и пытались поставить какие-то препоны, все выступили, все сказали слова в защиту Юры: какой замечательный он человек и сосед. Срок содержания под стражей суд продлил по 25 марта. И, думаю, крайне недовольна была сторона обвинения, что дело перетянулось еще в один год. Они ведь когда-то и в первом деле Ю.Дмитриева хотели быстро закончить, свернуть, начальству отчитаться. Мы рады, что это всё прошло не скорострельно. Таким же важным должно стать заседание 25–26 декабря. В первый день, как мы предполагаем, будут выступать свидетели от защиты. А второй день, скорее всего, будет сжатым, сокращенным, как это бывает перед Новым годом. Что дальше, трудно судить. Это последнее, судя по всему, заседание с участием свидетелей. Потом выход на некий новый рубеж, прения, подход к обвинению. Что касается публичной общественной защиты, готовимся к январю, продумываем мероприятия, они пойдут чередой. В частности, я 12 декабря прямо из здания суда сдал последние поправки в нашу общую с Ю. Дмитриевым книгу «Место памяти Сандармох». Презентаций будет три: 15 января в Москве в «Международном Мемориале», 22 января в музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, и, наконец, в день рождения Юрия 28 января в Петрозаводске. А 25–26 декабря поздравим Юрия с наступающим Новым годом и пожелаем свободы».