Чем пахнет Петербург и как бороться со зловонием?

Комиссия по экологии и природопользованию городского ЗакСа решила обратиться в Федеральную службу Роспотребнадзора с предложением модернизировать действующее законодательство, регулирующее запахи. Занимаясь проблемой зловоний почти два года, петербургские депутаты пришли к выводу, что на региональном уровне её не решить.

Пахнет «химией», канализацией, горелым кофе…

Жители разных частей города жалуются на разные неприятные запахи — канализации, свалок, выхлопных газов, гари, мазута, навоза с сельхозполей. Неприятным может стать даже запах кофе, если жить с ним постоянно (например, рядом с заводом, где фасуют зёрна). За прошлый год в комитет по природопользованию города поступило более 1500 жалоб и обращений граждан по поводу неприятных, назойливых запахов.

Масштаб проблемы таков, что в 2020 году при комитете по природопользованию была создана Межведомственная рабочая группа (МРГ) по запахам. В неё вошли представители самого комитета, Роспотребнадзора, Росприроднадзора, МЧС, метеорологи, а также участвуют сотрудники администраций районов, природоохранной прокуратуры, муниципалы, коллеги из Ленобласти. Комиссия проводит ежемесячные заседания, а в случае необходимости выезжает на места. И порой небезрезультатно.

Например, в начале 2023 года из Колпинского района стали поступать жалобы на запах «химии». Выездная комиссия МРГ выяснила, что его источником является территория АО «Силовые машины», которое в рамках импортозамещения вынуждено было отказаться от водорастворимых лаков, перейдя на синтетические. После переговоров с руководством компании на «Силовых машинах» провели технические мероприятия, исключившие выбросы дурнопахнущих веществ. Больше жалоб на «химию» от местного населения не поступало.

От жителей ЖК «Солнечный город» в Красносельском районе два года назад пошёл вал жалоб на жуткую канализационную вонь. Расследование показало, что её источником стала канализационная насосная станция, находящаяся на проспекте Ветеранов. Опять-таки состоялись переговоры с бизнесменами — застройщиком ООО «Сэтл-групп», на балансе которого и находился объект. Компания провела работы по герметизации локальных очистных сооружений, проблема была устранена.

Несколько месяцев жители Красногвардейского района жаловались на запахи горелого кофе. Горожане указывали на предприятие по производству кофе ООО «Фаворит», расположенное на граничащей с городом территории Ленобласти. И оказались правы. По результатам работы с руководством компании последнее приняло решение о внедрении дополнительной (плазмо-каталитической) очистки выбросов. После чего жалобы прекратились.

Справка

В комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности поступало много обращений от горожан с жалобами на возможное загрязнение атмосферного воздуха, в том числе связанные с появлением запахов:

в 2022 году — более 1000 обращений,

в 2023 году — более 700 обращений,

в 2024 году — более 1500 обращений.

«Вместе с тем, как правило, обращения носят комплексный характер и упоминание запаха не является обязательным условием принятия обращения к рассмотрению», — отмечают в комитете.

Неуловимый враг

Однако многократно больше ситуаций, когда выяснить источники и причины появления запахов, зафиксировать их документально не удаётся. И тому есть объективные причины.

Во-первых, запахи быстро размешиваются в атмосферном воздухе и разносятся ветром. Пока природоохранная служба с лабораторией прибывают на место (после поступления сигнала от граждан могут пройти сутки и более), следов миазмов уже не остаётся.

Во-вторых, действующим законодательством не установлены гигиенические нормы на запахи, не регламентируются параметры, характеризующие их наличие в воздухе, не предусмотрены критерии их оценки. Не существует и приборной базы. Одно дело измерить концентрацию в воздухе углекислого газа или, скажем, озона. И совсем другое — определить запахи, химический состав которых может быть весьма сложен, а иногда и непредсказуем. То есть запах, образно говоря, является неуловимым врагом.

Следует учесть, что враг этот чаще всего нетоксичный, то есть не содержит опасных веществ, которые можно было бы зафиксировать измерительной аппаратурой. Вот почему при выездах на места контрольные службы, даже учуяв в воздухе «ароматы», как правило, констатируют: «превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе не обнаружено». Это в-третьих.

В-четвертых, отсюда и невозможность наказать, скажем, предприятие-источник, отравляющий жителям жизнь своим зловонием. Предписания и штрафы должны опираться на конкретные нормативы и законодательные акты, а на сегодняшний день таковые отсутствуют. Поэтому зачастую органам контроля, представителям региональной и районных властей приходится убеждать бизнес или администрацию предприятий принимать меры, что называется, добровольно.

Источник MR7