Господа депутаты Государственной Думы!
26 февраля 2025 года в Государственную Думу Российской Федерации внесен законопроект №850855-8. В этом законопроекте предлагается передать Федеральной службе безопасности (ФСБ) следственные изоляторы центрального подчинения Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), а также право создавать следственные изоляторы, и передать ФСБ полномочия по «содержанию под стражей подозреваемых, обвиняемых и осужденных по делам, находящимся в ведении органов ФСБ, а также их доставлению и конвоированию».
К истории вопроса:
12 июля 2005 года президент России Владимир Путин подписал указ № 796 «О дополнительных гарантиях обеспечения охраны прав, свобод и законных интересов лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». В соответствии с данным указом следственные изоляторы органов ФСБ были переданы в состав уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ.
Изменения, введенные указом, были подтверждены законами № 241-ФЗ от 30 октября 2007 года «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» и законом № 50-ФЗ от 15 апреля 2006 г. «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности» и в статьи 7 и 8 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В определённой мере это было связано с рекомендациями Совета Европы, в который Россия вступила в 1996 году.
Смысл рекомендаций и соответственных изменений заключался в разведении органов следствия и органов содержания подследственных.
Оценка законопроекта №850855-8
Понятно, что следственные и оперативные органы всегда заинтересованы в том, чтобы подследственный/подсудимый сообщил какую-то информацию, дал определенные показания по делу. При этом возможно оказание давления на подследственного разными, не всегда законными методами.
Для исключения такой возможности должно быть введено ограничение для следственных органов физического доступа к подследственному и минимизация влияния на условия содержания в изоляторах.
Для этого, с точки защиты права подследственного на справедливое разбирательство, целесообразно поручить содержание подследственных ведомству, не заинтересованному в результатах расследования. Это не исключает полностью возможность оказывать давление на подследственного, но заметно затрудняет, поскольку осуществление любых мер давления на него требует межведомственных договоренностей.
Предлагаемая в законопроекте передача следственных изоляторов в состав ФСБ, то есть ведомства, осуществляющего и предварительное расследование, и оперативно-розыскную деятельность, предоставит одному ведомству не только мотив для оказания давления на находящихся под стражей, но и беспрепятственную возможность для его реализации.
Авторы законопроекта объясняют необходимость этого шага возросшим количеством дел о государственной измене, террористической и экстремистской направленности в связи с СВО. К тому же Россия вышла из Совета Европы и его рекомендации стали не обязательны к исполнению.
Однако СВО – это не навсегда. Как и отсутствие взаимодействия с Советом Европы.
К тому же надо иметь в виду, что есть задокументированные показания о пытках, применяемых к подследственным офицерами ФСБ.
В то же время жалобы на пытки и вообще давление в связи с уголовным делом после перевода задержанного в следственный изолятор ФСИН крайне редки, даже когда подследственный отказывается от признательных показаний. Это указывает на действенность гарантии прав подследственных в виде содержания их в изоляторах, подчиненных ФСИН.
В изоляторы ФСИН может по закону зайти любой адвокат, предъявив ордер и удостоверение. В изоляторах ФСБ (например, Лефортово) этого нельзя сделать без разрешения следователя. Если следственные изоляторы центрального подчинения ФСИН России будут переданы ФСБ, то будут существенно ограничены права подследственных на адвокатскую помощь.
Вывод
Господа депутаты, учитывая всё вышеизложенное, мы полагаем, что принятие этого законопроекта существенно ухудшит положение подозреваемых\подследственных в защите их прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ и призываем вас отклонить законопроект.