Опубликованы итоги «Единого дня голосования» в Санкт-Петербурге. Помимо выборов губернатора нашего города, избиратели выбирали также депутата Законодательного собрания по одному из избирательных округов взамен депутата, сложившего свои полномочия, и депутатов советов муниципальных образований. В связи с этим Правозащитный совет Санкт-Петербурга заявляет следующее:
В настоящий момент у Правозащитного совета нет оснований как для обвинения избирательных комиссий в недобросовестности подсчёта результатов голосования, так и для уверенности в том, что никаких нарушений при этом не было и быть не могло. Причин для подобных сомнений несколько.
Во-первых, это сообщения о выявленных нарушениях, как, например, об обнаружении акта о голосованиях на дому с поддельными подписями избирателей. И хотя данное конкретное нарушение было немедленно устранено решением самой избирательной комиссии, остается без ответа вопрос – как и почему такое могло произойти, и где гарантия, что и на других избирательных участках не было подобных или иных нарушений, оставшихся невыявленными? Во-вторых, это многочисленные нарушения прав избирателей в процессе формирования самих избирательных комиссий, в состав которых под различными предлогами не были включены представители оппозиционных кандидатов и партий.
Но даже если допустить, что работа избирательных комиссий на заключительном этапе, то есть после опубликования решения о назначении дня голосования, была безупречной, этого было бы недостаточно, чтобы считать прошедшие выборы хотя бы в малой степени соответствующими демократическим стандартам.
Выборы органов законодательной и исполнительной власти – лишь один из важных этапов политической жизни общества, и они могут быть демократичны только при условии, что и на всех предыдущих этапах и власть, и общество руководствуются фундаментальными принципами демократии – уважением к различным точкам зрения и отказом от преследования инакомыслия.
Между тем в стране продолжают действовать откровенно репрессивные и антиконституционные законодательные нормы, содержащиеся в различных законах, вводящие, в частности, понятия о так называемых «иностранных агентах» и «нежелательных организациях». Эти нормы активно использовались для недопущения даже попыток участия в выборах вероятных соперников из числа наиболее популярных оппозиционных политиков. Так, нелепого звания «иностранный агент» был «удостоен» депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский, в связи с чем он должен быть лишён не только депутатского мандата, но и права на участие в любых последующих выборах. То, что Вишневскому не удалось до сих пор оспорить это в российских судебных инстанциях, говорит не о законности такого решения, а о разрушении в России самого института суда, неспособного выполнять обязанность по защите конституционных прав граждан.
Кроме того, во всех субъектах РФ, и Санкт-Петербург – не исключение, для обеспечения абсолютного доминирования провластных политических сил во всех органах власти откровенно и даже демонстративно используется административный ресурс. Вот лишь некоторые примеры.
Европейская Хартия местного самоуправления, ранее ратифицированная Россией, предусматривает высокую степень независимости этого уровня власти от органов государственной власти. Приостановление Россией своего членства в Европейском союзе вовсе не означает автоматического приостановления действия всех связанных с этим правовых актов. Но российские власти не упустили возможности воспользоваться этим для выхолащивания самой сути законодательства о местном самоуправлении. Теперь это законодательство предполагает формирование муниципальных советов по партийным спискам и регистрацию претендентов на участие в выборах губернаторов при наличии подписей депутатов муниципальных советов. Если учесть, что состав муниципальных советов жёстко контролируется администрацией губернатора, то регистрация независимых кандидатов оказывается практически невозможной. Это и произошло в Адмиралтейском округе Санкт-Петербурга, где из 12 кандидатов на 11 вакантных мандатов были зарегистрированы 11 кандидатов от партии «Единая Россия». Осознав, что эта ситуация приведёт к отмене голосования из-за нарушения законодательства, территориальная избирательная комиссия «исправилась», вернув в список кандидатов одного ранее недопущенного представителя партии «Справедливая Россия».
Не менее одиозным является отказ избирательных комиссий в регистрации всех кандидатов от партии «Яблоко» на том основании, что выдвижение этих кандидатов произошло не на специальной конференции, а на одном из этапов многоэтапной конференции, хотя подобного требования нет ни в одном из законов.
Наконец, непреодолимым барьером на пути регистрации независимых кандидатов в законодательные органы власти является чрезмерно большое число подписей, которые необходимо представить в избирательные комиссии, практическая невозможность оспорить заключения анонимных экспертов о якобы недостоверности недопустимо большого числа собранных подписей.
Победа Александра Беглова, получившего, по предварительным данным, 59,8% голосов избирателей, выглядит далеко не так впечатляюще, как об этом поспешили заявить официальные СМИ, поскольку это на 4,6% меньше, чем на предыдущих выборах 5 лет назад.
Правозащитный совет считает, что по-настоящему свободные, конкурентные и честные выборы вернутся в Россию и Санкт-Петербург только после внесения необходимых поправок во все законы, формирующие политическую систему России